Май 2010 - международный месяц осведомленности о внутреннем аудите, как профессии, благополучено завершился. Информационную поддержку оказывал Международный институт внутрених аудиторов США.
Интересно было бы обменяться мнениями, как бы Вы оценили осведомленность о внутреннем аудите, как профессии
а - в Вашей компании, в которой вы сейчас работаете, и б - в целом в нашей стране.
Под осведомленностью понимается понимание хотя бы главных целевых установок для службы в соответствии с Международными стандартами внутреннего аудита и с точки зрения вклда в корпоративное управление и капитализацию компании.
Также, интересно, если бы Вы поделились, проводили ли Вы какие-либо специальные мероприятия направленные на лучшее понимание в компании внутреннего аудита как профессии.
Павел привет! Как то очень общО ! Расскажи как дело обстоит у тебя в компании, чтобы народ понял о том, что предлагаешь обсудить более конкретно...
В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам.
Компании - работодатели и их сотрудники, как правило, не понимают целей и задач внутреннего аудита (как те с которыми сталкивался, так и в целом по России).
Основная причина непонимания - желание показать внутренним аудитом быстрый результат (как правило, такой подход присущ основной массе выходцев из большой четверки). Определенные ожидания в части быстрых результатов чувствуются и со стороны не очень опытного менеджмента (к сожалению, говорить о большом опыте менеджмента в России пока рано).
В итоге, как правило, получаются: а. спорные труднодоказуемые результаты, б. рекомендации, требующие покарать виновных, по мало значимым областям (при этом достигнутые упехи в серьезных областях не учитываются).
Все это в совокупности приводит к недоверию как обыкновенных сотрудников, так и менеджмента. После мер, карающих сотрудников практически невозможно объяснить людям настоящие цели внутреннего аудита.
И что сделать с этим - не знаю. Единственный выход, который вижу сейчас - не пускать аудиторов из большой четверки на серьезные руководящие должности (пусть сначала поковыряются в общей массе, разберутся во внутренних процессах и снизят уровень своей спеси).
Согласен с Дмитрием в том, что источник непонимания функции ВА кроется в ожиидании высшим руководством быстрых результатов. Неопытный менеджмент - это, скорее всего,менеджмент, у которого нет продолжительного опыта работы с ВА, и это характерно для большинства российских компаний. Подобный опыт имеется только в крупных транснациональных корпорациях, и в основном, это опыт взаимодействия с ВА не в России. В Росси ВА - это, в основном, удобный инструмент для смены неугодных менеджеров/сотрудников
Подготовил дистанционный курс про внутренний аудиту для нашего корпоративного университета.
Курс направлен на общее понимание, что такое внутренний аудит, его роль и задачи в компании , из оглавления:
Определение внутреннего аудита
Международный Институт внутренних аудиторов (Institute of Internal Auditors, IIA)
Внутренний аудит в Обществе
Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита
Кодекс этики Института внутренних аудиторов
Цели, полномочия, ответственность внутреннего аудита
Независимость и объективность внутреннего аудита
Факторы, отрицательно влияющие
на независимость и объективность внутреннего аудита
Профессионализм и профессиональное отношение
внутренних аудиторов к своей работе
Сущность работы внутреннего аудита
Роль внутреннего аудита в управлении рисками
Роль внутреннего аудита в корпоративном управлении
Общие принципы работы Комитета по аудиту
плюс добавил кейсик про WorldCom.
Получилось немного теоретизировано, но вполне удобоваримо.
Хотелось бы еще раз выразить благодарность руководсту ИВА-России за разрешение использовать материалы института !
Ну и так, постоянна работа с персоналиями вопросам чем отличается внутренний аудит от внутреннего контроля и прочь, хочу отметить, что не все коллеги понимают принципиальные отличия .
Однако, если задать себе вопрос "даст ли он большую дополнительную пользу прочитавшему", мы получим ответ "нет" (если, конечно, будем честны сами с собой).
Как правило, внутренние аудиторы, прочитали уже массу подобных материалов. Дополнительный материал, безусловно, полезен, но вряд ли позволит изменить негативную реакцию проверяемых при слове "внутренний аудит".
Если у кого-то есть описание тактики и стратегии поведения, внушающей необходимость внутреннего аудита (в основном проверяемым, но и самим внтренним аудиторам - частично потерявшим веру в свою профессию) - буду благодарен за информацию.
Считаю, что такая литература будет полезна коллегам и необходимость в ней назрела.
На самом деле, вопрос повышения осведомленности об истинной роли внутреннего аудита в бизнесе очень важный. К сожалению, для многих сегодняшних генеральных директоров и топ-менеджеров компании зачастую знакомство с истинным внутренним аудитом становится настоящим шоком. И хотя идея внутреннего аудита в свое сути конструктивная, нередко это знакомство приводит к некоторым небольшим и большим конфликтным ситуациям (непониманию).
У современных внутренних аудиторов есть свои странности (комплексы). И одна из них - это, собственно, непререкаемая вера в идеальность и непротиворечивость идеи внутреннего аудита и отсюда необходимость проинформировать (осведомить) об этой идее всех в компании, в первую очередь топ-менеджмент. В этом стремлении внутренние аудиторы забывают, что бизнес - это не просто системы и процессы; это даже больше человеческие потребности и отношения, сгусток человеческих потребностей и отношений. Да в гробу менеджмент видал главные целевые установки внутреннего аудита, а Международные стандарты в том же гробу и в белых тапочках.
Поэтом первоочередной задачей внутреннего аудита должно быть не задача осведомления компании о сути и значении ВА, а, собственно, задача осведомленности самого себя (любимого) о бизнес-потребностях и идеях менеджмента. Даже если эти потребности и идеи будут казаться слишком уж не связанными с бизнес-целями и иметь оттенок обладающих индикаторами мошенничества.
Интересно, а кто-нибудь проводил внутри своей компании какое-то исследование, результаты которого отражают истинное отношение к ВА и понимание его роли. Как это делалось? Какие вопросы задавались? Кто может поделиться хорошими практиками?
Я когда-то разрабатывал отдельный план по PR-у внутреннего аудита в рамках одной компании по общим правилам проведения промоакций с выделением целевых аудиторий и способов и форм доведения информации до них для получения нужного эффекта. (К сожалению, статья на эту тему не была опубликована, т.к. издательство накрылось в кризис)
Компании - работодатели и их сотрудники, как правило, не понимают целей и задач внутреннего аудита (как те с которыми сталкивался, так и в целом по России).
Основная причина непонимания - желание показать внутренним аудитом быстрый результат (как правило, такой подход присущ основной массе выходцев из большой четверки). Определенные ожидания в части быстрых результатов чувствуются и со стороны не очень опытного менеджмента (к сожалению, говорить о большом опыте менеджмента в России пока рано).
В итоге, как правило, получаются: а. спорные труднодоказуемые результаты, б. рекомендации, требующие покарать виновных, по мало значимым областям (при этом достигнутые упехи в серьезных областях не учитываются).
Все это в совокупности приводит к недоверию как обыкновенных сотрудников, так и менеджмента. После мер, карающих сотрудников практически невозможно объяснить людям настоящие цели внутреннего аудита.
И что сделать с этим - не знаю. Единственный выход, который вижу сейчас - не пускать аудиторов из большой четверки на серьезные руководящие должности (пусть сначала поковыряются в общей массе, разберутся во внутренних процессах и снизят уровень своей спеси).
Доброго дня всем! Тут вопрос надо, как мне кажется, смотреть гораздо глубже. Для некоторых компаний позиция "быстрой дубины" позволяет хоть как-то заставить менеджмент устранять недостатки и начинать думать о тех рисках, которые есть или будут. Скорее всего, такой метод не подходит действительно для менеджмента, который понимает и в своей работе лояльно взаимодействует в внутренним контролем и аудитом. А в большинстве развивающихся российских компаний менеджмен вырос так сказать "с низов", от прилавка и "варился" всё время только в "своей кухне" - поэтому где уж им до теории управления организацией. Плюс ещё и в таких компаниях, как правило, с обучением и повышением квалификации туго. Хотя фраза, которую я в таких случаях люблю говорить:"...Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолёте и бесплатно покажет кино...", - действительно не раз использовалась. Подведу итог - до использования стандартов и кодекса ВА менеджменту нужно дорасти - а это целая технология.